Продолжим рубрику про налоги. Предыдущие посты здесь. Как мы указали в последнем посте, в 2015 году на полную заработала «АдСКая машина», и всё перешло в электронный вид.
Но переход случился не одномоментно. Да, декларации стали электронные, но на бумаге ещё принимались, и кто-то носил сдавать так. Первоначально нужно было просто, чтобы был заполнен отчёт, и всё. По сути, резко ничего не изменилось. Обновилась 1С, обновился отчёт, в него внесли книги покупок и продаж, которых раньше там не было. С введением АСК НДС началась автоматическая сверка выставленных и принятых к учёту счетов-фактур, программа начала сопоставлять отчёты. Появились и полетели «автотребования», которые просили дать пояснения из-за несовпадений с данными поставщиков и покупателей, например, если контрагент вас не отразил. После того как компания отвечала на первое требование, но контр не уточнился, высылали второе, в котором уже просили не пояснения, а конкретные документы по сделке. После чего запрашивали документы у контрагента и проводили анализ. Если ситуация не улучшилась, прилетал уже вызов в инспекцию. Там директору показывали, что в древе разрыв и контрагента нужно заменить или доплатить налог.
Меняли контрагента тогда просто, вопросов особо не возникало, всё списывали на ошибку бухгалтера. Если сумма была небольшая, например, до 1 млн, часто вообще не трогали, не сошлось и ладно. У налоговиков были свои фильтры, плюс у многих были ещё старые договоренности с инспекторами ФНС. Какой точно анализ проводили тогда налоговики в АСК, многим было непонятно. Иногда требования приходили вообще по неясным причинам. Могло прийти откровенной техничке, и не прийти нормальной компании. Происходило это из-за кривой работы АСК, либо же из-за каких-то фильтров, понять сложно. Но какой-то момент в системе были реальные пробуксовки и сбои, иногда ничего не приходило даже по большим разрывам, и таких моментов было много. Решали часто тоже просто – рисовали фейковые документы и подавали, саму систему АСК никто поначалу не боялся.
И рисовать было тоже просто. До 2015 отчёты были неэлектронные, а НДС можно принимать к зачёту в течение трёх лет. Соответственно, если ты указывал документ 2014 года, то его, кроме как в ручном режиме, сверить было никак нельзя. Вот многие и вставляли древние счета-фактуры на нужные суммы. Если бизнесмены не борзели и цифры были не огромные, то вручную их не проверяли. Брались только, если на тот период относилось слишком много, так как соотношения нужно было соблюдать всегда. Рисовать или откупать 80% НДС – опасно было и тогда, и сейчас. Как нельзя и резко снижать налоговую нагрузку, так как процент, который платит фирма, фиксируется. Предприниматели, берите это на заметку. Вообще, требований в целом стало больше, а в налоговую вызывать стали чаще.
Многое зависело от конкретной налоговой и инспектора, так как человеческий фактор никто не отменял. Кто-то не хотел разбираться и махал рукой на небольшие нестыковки, а некоторые проверяли всё: любую сумму, списанную в расход для уменьшения налога на прибыль, при выездной проверке вообще все, до гвоздя, для чего приезжали ежедневно на предприятие и пересчитывали все позиции поштучно. Налоговые все разные, какие-то расположены в центре, где множество компаний, отработать которых просто не хватало рук и на кого-то закрывали глаза, а есть условно мелкие, на кого приходится одна промзона и сотня юрлиц. Давать такой же приток в бюджет они не могут, а времени у них больше, поэтому и цепляются там к каждой компании больше. Разные и предприниматели, кто-то держался за свою фирму, как за зеницу ока, а кто-то закрывал компанию при первом требовании и открывал новую, причём независимо от вида бизнеса. Тогда это было гораздо проще.
Продолжение следует.