Недавно в думу внесли законопроект, который вводит в уголовный кодекс новую статью 173.3, «за сбыт и представление в налоговую заведомо подложных счетов-фактур и деклараций».
За крупный ущерб в результате таких действий хотят наказывать штрафом от 100 000 до 300 000 руб., или лишением свободы на до четырех лет тот же срок. Если особо крупный ущерб и группа – до 7 лет. Цель – создать новый инструмент для борьбы с бумажным НДС. Точнее, с площадками, кто его продает.
Законопроект готовился еще с весны, и мы о нем уже писали. Как только начались эти разговоры и замаячила уголовная ответственность, в среде оптимизаторов закономерно появились опасения. Некоторые еще тогда прекратили деятельность или перебрались за рубеж. Сейчас поднялась новая волна тревожности. Отбросим эмоции и взглянет трезво.
Бумажный НДС – это предоставление счетов-фактур от разного уровня техничности компаний для получения вычетов реальному бизнесу. Так предприниматели имеют возможность платить не 20% НДС, а 2-3%. И очень многие только благодаря этому выживают. И бороться с этим действительно сложно. Но давайте представим ситуацию, что законопроект приняли и уголовная ответственность за подложные счета-фактуры введена.
Мы видим три варианта развития событий.
1. Закон не примут, либо примут, но работать он не будет.
2. Закон примут и станет больше давления. Могут делать больше недостоверок, принимать директоров, морозить деньги, требовать взятки. Тогда, вероятно, процент на услугу вырастет.
3. Если же власти дадут карт-бланш, могут включить беспредел и начать прессовать всех: заказчиков, директоров и выходить на исполнителей.
Да, чтобы завести дело по данной статье, для начала придется доказать, что документы фейковые. Далее нужно будет найти руководителя компании, которая предоставила вычеты. Придется проводить полноценные оперативно-розыскные мероприятия, прослушку, слежку, контрольные закупки, кошмарить и опрашивать директоров.
У ответственных исполнителей безопасность на уровне, а директоры – нерезиденты и найти их невозможно. Работа идет через Telegram или другие защищенные каналы связи, компьютеры в офисах исключительно для работы на удаленных зарубежных серверах, никаких документов в доступе не хранится. Сотрудники проинструктированы, замотивированы и знают, что им всегда помогут, договоры с адвокатами оформлены. К тому же у любой крупной площадки есть высокие связи в руководстве МВД и ФНС, которые как минимум предупредят, как максимум – закроют вопрос.
Но такие не все. Нерезов используют далеко не все площадки, по нашим данным, их не больше пяти процентов. И если к остальным 95% придут и покажут новую статью, где прописан срок за подложные документы до 7 лет, люди станут массово отписываться. Это значит, что площадкам нужно будет проводить дополнительную работу с директорами, обучать их и больше платить. Потому что просто послать органы у номинала уже не получится. Если очень захотят прикрыть площадку, то будут идти от заказчика и вынуждать его признаться, что он получал незаконные вычеты и заставлять слить исполнителей. Да, и так работают органы. И если БЭП сильно прижмет, он всех сдаст. Так у ментов могут развязаться руки.
Пока никто не знает, как это будет работать, так как нет правоприменительной практики. Закон о той же самой 172 УК РФ предполагает до 7-ми лет лишения свободы. Но обычно дают 3 года, и в 95% случаев – условно.
Да, в среде оптимизаторов есть те, кто пугаются каждого нового закона и понижают обьемы. Некоторые считают, что уже достаточно заработали, и от греха ушли с рынка. Но не мы. За более, чем 10 лет, мы видели кучу законов и изменений в законодательстве, многим из которых пророчили «убийство обнала», «зашива» и прочих услуг.
Как уже писали, любые ограничения можно обойти, просто нужно это делать. С введением новой статьи спрос у бизнеса на услугу никуда не денется. А значит, будет и предложение.
Мы готовы к любым раскладам.