Продолжим беседу.
Платит ли кому-то обнальщик? Ты сотрудничаешь с МВД/ФНС?
Слышал, что да. И раньше, и сейчас. Но это бестолковое занятие. Можно платить кому угодно, но, когда ситуация будет критичная и коснется тебя лично, все отвернутся. Чиновники и силовики перестанут брать трубки, чтобы не запачкаться самим. У меня другой порядок действий. Если я никогда никого не обманывал и общение идет десятилетиями, то всегда могу обратиться, когда надо. Поэтому никому не плачу, но мне всегда помогут. Если же есть вопрос у них, я тоже помогу. Это нечто большее, чем партнерские отношения, скорее дружеские. Платить регулярно фикс или проценты – такое есть, но это деньги в никуда. Даже если захотят порешать, иногда это невозможно из-за того, что другой округ.
Нужен ли кэш силовикам? Были случаи?
Да, обращаются часто. Взятки, откаты, разные схемы и т.п.
Бывают проблемы с налоговой? Как решаешь?
Конечно, как у всех. Любой кэшевик имеет компании. Примерно 10-20% из них – «серые», которым требуется НДС, покровительство, новые схемы, контролируемые выездные и т.д. Во всем бывают проблемы. Еще бывают пересечения интересов региональных налоговиков. Но, если это отработано, то решается на уровне требований, переписки и звонков.
Ответственности с точки зрения закона не боишься?
Любой здравомыслящий человек боится ответственности в России, так как что угодно могут повернуть, как вздумается. Как мне говорила бабушка: всегда вози с собой тележку с соломой, чтобы подстелить. Сегодня я стараюсь возить 3-4 телеги, чтобы усеивать пространство вокруг себя и при случае падать мягче. Поэтому особо не боюсь.
Как думаешь, в плане кэша в ближайшем будущем что-то изменится?
Никогда не изменится. У нас много пропаганды, но в Европе разве по-другому? Нет. Да, кого-то ловят, ужесточают и отпускают ограничения, но все то же самое. Кэш необходим. Можно заметить, что как только бизнес слишком придушат, появляются выступления первых лиц государства и налоговую в этом плане тормозят. Подсобрали рекордное количество в бюджет, кто-то получил медаль или звезду, а потом все продолжается дальше.
Наверху как-то мониторят эту ситуацию с ограничениями?
Да. Если пережать, люди пишут жалобы, бизнес начинает выступать, идут на приемы к омбудсменам и депутатам, просят скощуху. Тогда и начинают отпускать. Но не сильно, так как все считают, что наш бизнес привык получать сверхприбыли. Кстати, как и кэшевики. Я еще 20 лет назад слышал, что у них тяжелая жизнь, и сейчас слышу.
Но стало же тяжелее работать в кэше?
Не сказал бы. Кто умеет и хочет приспосабливаться, тот это делает и работает. Сегодня все то же самое. Приведу простую статистику. В 2010 году дешевый кэш стоил 2-4%, его себестоимость была 1%. На выходе 3% чистой прибыли. Сейчас кэш от хорошей раскачанной под флагман лавки стоит у нас 18%. Ты думаешь, там нет 3% чистой прибыли? Есть даже больше. И в чем хуже стало? Ни в чем. Когда мне начинают жаловаться и говорить, что все стало сложнее, могу только посочувствовать и сказать: не занимайся.
Скажи, конкуренция сегодня большая?
У меня нет. У молодых просто нет клиентов, репутации и инструментов. Без админресурса, опыта, персонала и всего прочего они долго не работают. Держатся полгода-год и влетают на глупости и жадности. Например, берут стремных клиентов или бюджет. Ни один крупный клиент никогда не поменяет своих поставщиков из-за 1-2%, так как понимает риски. Рынок очищается от слабых игроков, остаются сильные. Последнее время многие ушли.
Есть недопонимания с коллегами?
Нет. Скорее, есть партнерские отношения. Многих знаю, но большинство уже отошли, либо уехали из России. Взаимодействие есть, но не плотное. Им проще со мной работать по отдельным моментам. Допустим, мне нужен кэш в Европе, я знаю, что там сидит, скажем, Серега. Обращаюсь, он помогает. Также он обращается ко мне, если ему нужен кэш тут. Вообще, крупных площадок, которые оказывают весь спектр услуг, на всю Россию штук, наверное, десять, все известны.