Нерезиденты (non-resident) — юридические, физические лица, действующие в одном государстве, но постоянно зарегистрированные и проживающие в другом. Обычно это иностранцы, но если россиянин более 183 дней в году живет за границей – он тоже нерезидент. А некоторые иностранцы могут быть резидентами.
Мы рассматриваем тех, у кого иностранный паспорт. Каких-то специальных ограничений для них нет. Как и контроля. Можно приехать в любую страну и открыть там компанию или карту в банке и работать. Есть особенности налогообложения, но они не критичные.
Причин оформлять компанию не на себя множество. Основная – избежать привлечения внимания при росте оборотов. Когда ты владелец крупной компании, то всегда интересен. Если их несколько, но все оформлены на тебя же – то же. Силовиков можно сравнить с рыбаками, которые ловят рыбу и хотят, чтобы она была пожирнее. Их рыбы – это бизнесмены, обнальщики, схематозники и т.п. Они знают, где, как, кого ловить, в какое время, на что и какую снасть. Так и тут. Из той же налоговой им сливают сотни компаний, но работают они не со всеми. Задача любого сотрудника – довести дело до конца. «Висяки» им не нужны и, если они понимают, что это проблематично, просто не берутся.
Налоговики, когда видят нереза, тоже не занимаются. Закошмарить и заставить отписаться от компании на допросе просто некого. Иногда их «нулят» по беспределу, но это случается редко.
Задача бизнеса – не попадать на крючок или отделаться как можно легче. Одна из схем для этого – регистрация компании на нерезидента: украинца, киргиза, узбека и т.п. Все они могут стать учредителями или директорами компании. Для страховки у нотариуса можно прописать опционный договор, чтобы потом забрать долю. Писали про это здесь (https://t.me/benefitsar/150).
Самый большой плюс такого шага – человека могут просто не найти. «Пробить» российского гражданина легко. Легко поднять место жительства, работу, историю, круг общения, соцсети и т.п. А сколько людей не сдадут, когда начнут допрашивать в полиции? Ни один директор грузиться проблемами за несколько тысяч не захочет.
С нерезами проще. Он может просто никуда не ходить, а найти его почти невозможно. А если нет человека – нет дела. Без опроса и показаний его не сделают ни подозреваемым, ни обвиняемым. Дергать коллег из других стран бесполезно. Даже по регионам взаимодействие хромает, так как никто не хочет делать чужую работу по просьбам или поручениям коллег. Искать же номинала на международном уровне никто не будет. В теории это возможно, но человек должен быть очень непростой. Поэтому, когда полицейский или налоговик видит нерезидента, он им даже не занимается. Всегда есть другие дела и компании с россиянами.
Не надо думать, что дропы-нерезиденты подставят или попытаются украсть деньги со счета. Риск есть всегда, даже при работе с родственниками, но, как показывает практика, тут он минимален. Россияне гораздо продуманнее в этом вопросе. Нерезидент же – человек другого менталитета, он просто не знает, как украсть и даже не думает об этом. Разводилы и мошенники также их трогать не будут. Мы знаем много случаев, когда к нам обращались люди, у кого пытался украсть или украл россиянин и не знаем ни одного, когда это был нерезидент. Также нерезы проще расстаются с документами, например, могут дать паспорт на время работы.
Одна из эффективных и малоизвестных схем – открытие компаний на дубли паспортов нерезидентов, которые покупают на дарк форумах или определенных людей с приклеенной нужной фотографией и пускают в работу. Некоторые даже живут под такими документами. Главный плюс такой схемы – паспорт не пробить, общих баз нерезидентов нет. Например, с Украиной вообще нет взаимодействия. Узнать поддельный паспорт или нет невозможно. Также удобно, что не нужно никого искать, а сделать такой документ на товарища, который и откроет компанию. Минус в том, что не у многих есть такие возможности.